Статьи

Правила направления на ремонт по ОСАГО
и сроки процедуры

В 2017 году принципы страхового возмещения были изменены по причине относительной убыточности системы ОСАГО. С того момента у компаний появилось право не предоставлять денежную выплату, а давать направление на проведение ремонта в автосервисе. Данный способ является приоритетным и в 2019 году, если дело касается граждан, имеющих в собственности легковой автомобиль. Для юридических лиц и обладателей других категорий транспорта подобная возможность не предусмотрена.

Общие положения

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется ФЗ №40 «Об ОСАГО». Он был принят 25 апреля 2002 года, после чего неоднократно дополнялся и изменялся, постепенно приспосабливаясь к современным условиям. Также некоторые вопросы регламентируются Правилами обязательного страхования, входящими в приложение к Положению Центрального банка №431 от 19 сентября 2014 года.

В соответствии с нормами упомянутых нормативно-правовых актов при повреждении автомобиля в результате ДТП может быть проведен ремонт по ОСАГО, либо выплачена денежная компенсация. При этом владелец транспорта не выбирает, что ему подходит больше. Решение остается за страховой.

Направление на ремонт

Очень важно соблюдать установленный порядок действий для получения направления на ремонт:

  1. Оформить аварию должным образом.
  2. Оповестить страховую компанию о происшествии отправкой соответствующего уведомления.
  3. Собрать пакет документов, составить заявление на перечисление страховой суммы и передать все это страховщику.
  4. Предоставить на осмотр транспортное средство в течение 5 дней после отправки заявления.
Нужно помнить, что в некоторых случаях машину могут отправить на дополнительную независимую экспертизу. В ч.11 ст.12 профильного закона №40 указано, что она проводится в том случае, когда между страховой и автовладельцем не достигнуто согласие по поводу характера и количества повреждений. Если собственник машины не предоставляет ее к осмотру в указанные сроки (5 дней) и отправляет транспортное средство на экспертизу самостоятельно, результаты подобной оценки приняты во внимание не будут.

Среди документов, которые следует предоставить в страховую организацию:

  • заявление о возмещении;
  • извещение о происшествии;
  • паспорт собственника легкового автомобиля;
  • свидетельство о регистрации;
  • полис ОСАГО;
  • протокол о ДТП, постановление ГИБДД;
  • иные значимые для разбирательства справки и квитанции
Профильный закон устанавливает, что решение о выдаче направления в мастерскую должно быть принято в течение 20 дней со дня поступления в страховую уведомления о происшествии с пакетом документов. При этом считаются все календарные дни, кроме праздничных. В сам бланк направления включаются такие данные, как:

  • информация о потерпевшем лице;
  • реквизиты полиса;
  • сведения о транспортном средстве (марка, регистрационный номер);
  • сроки проведения восстановительных работ;
  • название организации, которая будет заниматься ремонтом, ее место расположения и реквизиты.
В случае если у страховщика имеется договоренность с СТО, то он вправе выбрать любой подходящий сервисный центр для ремонта из перечня доступных.

Правила и сроки ремонта

Что касается сроков восстановительного ремонта, то они иногда достигают 30 дней с момента доставки транспортного средства в техцентр. Соответственно, от ДТП до получения машины обратно может пройти до 2 месяцев. Не каждый готов столько ждать, поэтому порой люди соглашаются на не слишком выгодную денежную выплату (если она была предложена).

На ремонт машина направляется на СТО, с которыми у страховой есть договор. Если их несколько и они все удовлетворяют требованиям, то компания выбирает любую из них. Исключений из упомянутого правила два:

  • при подписании договора об ОСАГО владелец машины выбрал конкретную техстанцию;
  • страхователь заранее уведомил о желании провести ремонтные работы на конкретной СТО, и страховщик согласился с данным ходатайством.

Согласно нормам актуального законодательства при проведении ремонта по ОСАГО должны быть соблюдены следующие правила:

  • машины, которым до 2 лет, направляются на обслуживание к дилеру;
  • расстояние до мастерской не может превышать 50 км от места, где проживает потерпевшее лицо;
  • срок гарантии составляет полгода для всех действий, кроме покрытия лаком или краской, а также кузовных работ. Для последних он равен одному году.

По окончании ремонтных работ собственник осматривает автомобиль. Если все нормально и претензий нет, он подписывает акт приема-передачи. Свою подпись ставить не следует в случае недовольства качеством оказанных услуг.

Когда сроки ремонта прошли, а машина не была возвращена владельцу, страховщик платит неустойку. Она равна 0,5% за каждый дополнительный день. При обнаружении недостатков владелец автомобиля вправе в письменном виде предъявить претензии страховой компании. Именно она является ответственной за проведение ремонта должным образом и в установленные сроки.

Если хозяин машины недоволен качеством оказанных услуг, сначала он пытается разрешить спорную ситуацию в досудебном порядке. То есть он отправляет претензию в страховую. На ее рассмотрение дается 10 дней, по истечении которых выносится обоснованное решение. В случае если оно не в пользу заявителя, дело передается в суд.

Денежная форма

Согласно требованиям законодательства (уже упомянутому выше Положению Центробанка №431), выбор компенсационной выплаты невозможен, если:

  • автомобиль относится к легковому транспорту;
  • собственником является гражданин;
  • хозяин машины имеет регистрацию на территории РФ.

Однако из указанных правил есть исключения. Так, выплата в денежной форме осуществляется в следующих случаях:

  • полное разрушение автомобиля, то есть, когда его ремонт нецелесообразен и даже невозможен;
  • гибель потерпевшего лица, либо причинение вреда здоровью средней тяжести или тяжкого;
  • собственник машины имеет инвалидность (но он должен быть согласен на страховую выплату);
  • финансовые затраты на ремонт превышают лимит (400 тысяч рублей);
  • установление обоюдной вины, если потерпевшее лицо не согласно на перечисление доплаты за проведение ремонта;
  • заключение письменного соглашения между потерпевшим лицом и страховой компанией;
  • невозможность или нежелание страховщика проводить ремонт в мастерской, например, когда ни одна из техстанций, с которыми заключен договор, не подходит машине пострадавшего, либо не соответствует требованием расположения (в пределах 50 км).

При этом во всех перечисленных ситуациях не принимается во внимание категория поврежденного транспортного средства. Отметим, что в отличие от ремонта выплата деньгами рассчитывается с учетом износа машины. В связи с этим страховые компании далеко не во всех случаях заинтересованы в отправке автомобиля на ремонт в мастерскую.

Износ машины

Осенью 2018 года депутатами был подготовлен законопроект, в котором предлагалось осуществлять денежные выплаты пострадавшим лицам без учета износа их автомобиля. Сейчас страховщик, когда перечисляет средства, делает это, принимая во внимание прежнее состояние машины. Это значит, что они вправе учесть износ комплектующих и составляющих частей. Однако нельзя назвать подобную ситуацию справедливой. Особенно, если вспомнить, что при отправке страховщиком транспортного средства в автосервис, ремонт будет осуществляться с помощью исключительно новых деталей. Это не означает, что они являются оригинальными, но ставить старые комплектующие запрещается.

Инициатива депутатов была рассмотрена Министерством финансов РФ и не нашла поддержки. Прежде всего, потому что если ее одобрить, тарифы на ОСАГО сразу повысятся. Кроме того, сейчас идет реформирование данной системы, поэтому нагружать ее дополнительными изменениями нецелесообразно. Соответственно, несмотря на усилия некоторых депутатов, условия возмещения вреда по ОСАГО в натуральной и денежной форме уравнены не были.

Подведем итоги

Таким образом, страховое возмещение может реализовываться в двух формах: денежной и натуральной. На данный момент второй вариант является предпочтительным. Он выражается в выдаче на руки направления на ремонт автомобиля. Данный процесс регламентируется федеральным законом №40, регулирующим отношения в области ОСАГО. Он же предусматривает страховые случаи, когда выплата все-таки осуществляется.

Следует отметить, что ни автосервис, ни страховая организация не вправе требовать доплат и заключать побочные соглашения, не предусмотренные законодательством. Что касается общего срока ремонта, то он составляет 30 дней (плюс 20 дней, которые отводятся на получение направления от страховой организации). Основной задачей автовладельца является изучение всех тонкостей и нюансов восстановления машины по ОСАГО, чтобы все было сделано правильно и с учетом требований законодательства. При недовольстве оказанными ремонтными услугами, сначала хозяин соблюдает претензионный порядок, а затем только отправляется за защитой в суд.