Юридические аспекты майнинга криптовалюты в России (2025): что нужно знать юридическим лицам

Россия в 2024 году сформировала правовые рамки для легального майнинга криптовалют. С 1 ноября 2024 года вступили в силу поправки («закон о майнинге»), которые разрешили добычу криптовалют на территории РФ на законных основаниях​. Согласно новым нормам, майнинг цифровой валюты официально признан видом деятельности, но строго регламентируется.

Статья подготовлена при поддержке компании MINING GROUP

Кто может заниматься майнингом:

Юридические аспекты майнинга криптовалюты в России (2025): что нужно знать юридическим лицам

Право легально майнить получили только индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица при условии их включения в специальный реестр Федеральной налоговой службы (ФНС)​. Физические лица (граждане) также могут добывать криптовалюту, но без регистрации в реестретолько в пределах установленного лимита потребления электроэнергии​. Лимит энергопотребления для «бытового» майнинга установлен в размере 6 000 кВт·ч в месяц​. Превышение этого лимита требует оформления статуса ИП или компании и регистрации в реестре.

Правовой статус криптовалюты:

Законом цифровая валюта признана имуществом (объектом гражданских прав) для целей регулирования и налогообложения​. Вместе с тем криптовалюта не является законным средством платежа в РФ – расчёты в криптовалюте на внутреннем рынке запрещены​. Это означает, что использовать биткоин, эфир и др. прямо для оплаты товаров и услуг внутри страны по-прежнему нельзя. Разрешён лишь обмен и обращение криптовалют как имущества, а также особые случаи использования в рамках внешнеторговых операций (см. ниже).

Ключевые законодательные акты:

базой регулирования стала новая редакция закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» (259-ФЗ в ред. от 25.10.2024) и принятый в августе 2024 года Федеральный закон № 221-ФЗ от 08.08.2024​. Последний узаконил майнинг и ввёл запрет на рекламу криптовалют. Также в конце 2024 года был принят закон № 418-ФЗ от 29.11.2024, который установил правила налогообложения операций с цифровой валютой​. В совокупности эти акты формируют правовую основу майнинга на 2025 год.

 

Требования к юридическим лицам для ведения майнинга

Для компаний и ИП, желающих заняться майнингом, законодательство устанавливает ряд требований и процедур:

  • Регистрация в реестре майнеров ФНС. Прежде чем приступать к добыче, юридическое лицо (или ИП) обязано включиться в специальный реестр майнеров, ведение которого поручено ФНС​. Для этого подаётся заявление через электронный сервис ФНС с использованием квалифицированной электронной подписи​. В заявлении нужно указать основные сведения о компании: ОГРН, ИНН, наименование, данные о бенефициарных владельцах, а также информацию о майнинговом оборудовании и электроснабжении – адреса размещения установок, максимальную потребляемую мощность, точки подключения к сети и т.д.​. Заявление рассматривается налоговым органом в срок до 15 рабочих дней​, после чего при положительном решении компания уведомляется о включении в реестр​

  • Без включения в реестр осуществлять майнинг юрлицам запрещено – добыча до регистрации будет противозаконной.

  • Отчетность и предоставление данных. Зарегистрированные майнеры обязаны регулярно отчитываться перед государством. Во-первых, при постановке на учёт нужно сообщить в ФНС адреса криптовалютных кошельков, которые будут использоваться для получения намайненной валюты (включая адреса майнинг-пула, если он используется)​. Во-вторых, с 1 января 2025 года введена обязанность ежемесячно информировать ФНС о результатах майнинга​. До 20-го числа каждого месяца майнер (организация) должен через сайт ФНС предоставить сведения за прошлый месяц: название и объём добытой криптовалюты, адрес-идентификатор, на который она зачислена, а также технические данные – количество и мощность оборудования, потреблённый объём электроэнергии и пр. Этот отчёт подписывается электронной подписью и позволяет налоговым органам контролировать добычу.

     

  • Операторы майнинговой инфраструктуры. Если компания выступает не как майнер, а как сервис для майнеров (например, дата-центр, предоставляющий помещения и электроэнергию для чужого оборудования), то она признаётся оператором майнинговой инфраструктуры (ОМИ)​. Такие операторы также подлежат обязательной регистрации в отдельном реестре ФНС​. ОМИ не вправе работать без включения в реестр и не могут обслуживать майнеров, не зарегистрированных официально​. Таким образом, весь сектор – и добывающие компании, и предоставляющие инфраструктуру – поставлен под надзор через систему реестров.

     

  • Правовой статус и режим деятельности. Заниматься майнингом могут лишь субъекты предпринимательской деятельности – то есть либо ИП, либо организации. Закон прямо запрещает совмещение майнинга с некоторыми видами бизнеса. В частности, компании, которые производят, передают либо продают электроэнергию или осуществляют диспетчерское управление в электроэнергетике, не имеют права майнить​ (это сделано во избежание конфликта интересов и рисков для энергосистемы). К майнингу не допускаются также организации, связанные с отмыванием доходов или финансированием терроризма: например, если среди учредителей, бенефициаров или руководителей юрлица есть лица из списка экстремистов/террористов либо чьи счета заморожены по закону, такое юрлицо не будет включено в реестр​. Кроме того, от майнинга отстраняются ИП с неснятой судимостью за экономические и тяжкие преступления​.

  • Специальной лицензии на майнинг пока не требуется – достаточно пройти процедуру регистрации. Однако фактически включение в реестр можно рассматривать как разрешительный режим, аналогичный лицензированию, учитывая необходимость соблюдения установленных критериев.

     

  • Оборот и хранение криптовалюты. После добычи криптовалюта поступает в распоряжение компании-майнера. Закон позволяет юридическим лицам владеть, приобретать и отчуждать виртуальные монеты​. Юрлица вправе покупать криптовалюту (например, на внешних криптобиржах) и продавать намайненные монеты, накапливать их на своих кошельках. Внутри России, повторимся, недопустимо принимать криптовалюту как платёж за товары и услуги​. Тем не менее, законом сделано важное исключение: вознаграждение майнера и оператора инфраструктуры самой добытой цифровой валютой не считается платежом за услуги и разрешено​. Иначе говоря, майнер может оплачивать счета оператора дата-центра криптовалютой, и это не будет нарушением – такой расчёт трактуется как распределение добытой монеты, а не как оплата в обычном смысле.

     

Примечание: Порядок работы реестра майнеров и взаимодействия с ФНС начал формироваться в конце 2024 года. Данные из реестра не являются публичными – доступ к ним будут иметь только уполномоченные органы через межведомственные системы, поскольку там хранятся чувствительные сведения (о бенефициарах, местах майнинга, точках подключения к сети и т.п.)​

Таким образом, государство контролирует отрасль, но не раскрывает конфиденциальную информацию о майнинговых активах публично.

 

Позиция государства и Центробанка в отношении майнинга

Государственная политика в 2024–2025 гг. сместилась от неопределённости к постепенной легализации и регулированию майнинга. Российские власти рассматривают майнинг как деятельность, способную приносить доходы в бюджет и способствовать развитию цифровой экономики, но требуют ее прозрачности и подконтрольности. Принятые законы свидетельствуют, что государство легализует майнинг в «белом» поле и намерено установить над ним надзор, вместо прежнего фактического отсутствия правил. По словам министра финансов Антона Силуанова, ключевым мотивом легализации майнинга стала возможность использовать добытую криптовалюту для международных расчётов в условиях санкционного давления​. Иными словами, государство видит в криптовалюте инструмент для внешнеторговых платежей, обхода финансовых ограничений и привлечения иностранной валюты. Такой подход отражён в параллельном запуске экспериментального правового режима (ЭПР) для трансграничных крипто-расчётов: с 1 сентября 2024 года ЦБ РФ получил право создавать специальные режимы для внешнеторговых операций в цифровой валюте​. В рамках этого эксперимента планируется опробовать организованные торги криптовалютой под контролем государства и провести первые международные платежи в криптовалюте​

Позиция Центробанка (ЦБ РФ)

Позиция Центробанка (ЦБ РФ) остаётся осторожной. Исторически Банк России скептически относился к частным криптовалютам, подчёркивая риски для финансовой стабильности и недопустимость их обращения наравне с рублём. В актуальной модели регулирования ЦБ настоял на строгих ограничениях: криптоактивы могут применяться только в ограниченных сферах (например, внешняя торговля) и под надзором. На внутреннем рынке центральный банк продолжает запрещать использование криптовалют как средства платежа​, продвигая взамен собственный проект цифрового рубля. Тем не менее, ЦБ не возражал против легализации майнинга как процесса эмиссии цифрового актива, поскольку добытые монеты не обращаются свободно внутри страны. Представители регулятора отмечали, что криптовалюты могут быть использованы во внешних безналичных расчётах при наличии необходимых ограничений и надзора​. Таким образом, компромиссная позиция ЦБ заключается в следующем: майнинг разрешён, криптовалюта рассматривается как цифровое имущество, но её оборот строго регламентирован, а основной упор делается на развитие альтернатив – цифрового рубля и официальных цифровых финансовых активов.

Следует подчеркнуть, что государственный курс в отношении майнинга сейчас – это не поощрение, а регулируемое разрешение. Власти рассчитывают извлечь из тени крупный сектор (по оценкам, Россия входит в число мировых лидеров по хешрейту) и обложить его налогами, при этом не допуская неконтролируемого хождения криптовалют. Наглядно эта философия прослеживается в запретительных нормах: с августа 2024 года в России запрещена любая реклама криптовалют и связанных услуг​. Нельзя публично рекламировать или продвигать обменники, торговых ботов, майнинг-пулы и пр. (исключение сделано только для обучения, консалтинга, оборудования для майнинга и кошельков). Цель таких мер – не дать неподготовленному кругу лиц втягиваться в рисковые инвестиции и пресечь неконтролируемое развитие криптоиндустрии.

Консервативная позиция Центробанка прослеживается и в вопросе допуска криптовалют на финансовый рынок. Летом 2024 года были введены понятия «иностранные цифровые права» – по сути, аналоги стейблкоинов и токенов с иностранными эмитентами​. Их обращение разрешается лишь в ограниченном порядке: на лицензированных платформах операторов информационных систем (ОИС) и только для квалифицированных инвесторов​. За весь 2024 год ни один такой актив не был допущен к торгам в РФ, что говорит о крайней осторожности регулятора​. Одновременно, ЦБ указывает бизнесу на возможность пользоваться новой инфраструктурой экспериментальных расчетов вместо нелегальной деятельности. В июле 2024 года глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что первые международные расчёты в криптовалюте могут быть проведены в рамках эксперимента уже к концу года​, однако внутри страны «обращения криптовалют быть не должно».

 

Резюмируя: государство в целом поддерживает майнинг как отрасль при условии её контроля и налогообложения, видя в ней пользу для экономики и экспорта. Центробанк же остаётся привержен строго регулированному подходу, допускающему криптовалюты только в роли внешнеторгового инструмента или цифрового актива для инвестиций ограниченного круга лиц. Любые послабления сопровождаются компенсирующими мерами надзора и запретов, что отражено в новом законодательстве.

Налогообложение доходов от майнинга

Налоговый режим для майнеров с 2025 года существенно прояснён и ужесточён в сравнении с прошлым. До сих пор у майнинговых компаний были споры с налоговыми органами по поводу НДС и порядка учёта дохода, но теперь введены прямые нормы Федеральным законом № 418-ФЗ. Главное правило: доходы от добычи криптовалют облагаются налогом на общих основаниях – для юридических лиц это налог на прибыль организации​. Применение специальных налоговых режимов (упрощённой системы, единого сельхозналога, патента и пр.) для майнеров запрещено​. То есть компания, занимающаяся майнингом, автоматически должна находиться на общей системе налогообложения (ОСНО). Это исключает возможность платить пониженные налоги или единый налог как для малого бизнеса. Данное ограничение введено законом напрямую​

Ставки налогов: с 2025 года произошли некоторые изменения налоговых ставок. Для организаций, находящихся на ОСНО, базовая ставка налога на прибыль повышена до 25%​(ранее действовала ставка 20%). Таким образом, юридические лица уплачивают налог с прибыли, полученной от майнинга, по ставке 25% от финансового результата. Для индивидуальных предпринимателей доход от майнинга облагается НДФЛ по прогрессивной шкале – от 13% до 22% в зависимости от величины дохода​. В отношении физических лиц, не являющихся ИП, заработок от майнинга приравнивается к доходам в натуральной форме и также подпадает под НДФЛ.

 

Момент признания дохода: важный нюанс – когда именно возникает налоговое обязательство на доход от майнинга. Закон теперь однозначно устанавливает, что моментом получения дохода считается момент, когда майнер получает право распоряжаться добытой криптовалютой​. Практически это означает: либо когда монета поступила на кошелёк майнера, либо на его счёт в майнинг-пуле (если добыча идёт через пул)​. Именно на эту дату рассчитывается первичный доход. Стоимость полученной криптовалюты для целей налогообложения определяется по рыночной котировке (биржевому курсу) на указанную дату​. Далее возможны два сценария:

 

  • Если компания реализует (продаёт) намайненные монеты, возникает второе налоговое событие – продажа рассматривается отдельно. При продаже криптовалюты организация должна будет рассчитать финансовый результат: сравнить цену реализации с ранее учтённой стоимостью монет на момент добычи. Если продали дороже, образуется дополнительная налогооблагаемая прибыль (капитал gain), с которой уплачивается налог на прибыль​. Если же продали дешевле, фиксируется убыток, который можно перенести на будущее и тем самым уменьшить налоговую базу последующих периодов​. Таким образом, майнер сначала платит налог в момент добычи (получения монеты), а потом доплачивает налог с курсовой разницы, если курс вырос к моменту продажи.

     

  • Если компания удерживает криптовалюту и не продаёт её, налог с дохода от майнинга всё равно подлежит уплате за тот период, когда монета получена. Последующая динамика курса влияет только на возможный налог при реализации в будущем. Стоит отметить, что криптовалюта для целей налогового учёта не подлежит амортизации и не считается основным средством – это оборотный актив, оцениваемый по рыночной стоимости​

Учёт расходов:

Законодатель предусмотрел возможность учесть затраты на майнинг при налогообложении. Налоговая база может быть уменьшена на расходы, непосредственно связанные с добычей – например, на оплату электроэнергии, услуг операторов инфраструктуры, амортизацию оборудования​. Проще говоря, компания платит налог не со всего валового дохода, а с прибыли (доход минус расходы). Причём расходы признаются независимо от их вида и состава, как косвенные, что упрощает бухгалтерский учёт​. Также при продаже криптовалюты стоимость, которая уже обложена налогом при добыче, может вычитаться, чтобы избежать двойного налогообложения​ Введены и специальные положения: например, при расчёте прибыли от продажи нельзя занижать доход – выручка от реализации не должна быть ниже рыночной котировки минус 20%​. Это сделано, чтобы предотвратить схемы, когда криптовалюту продают аффилированным лицам по заниженной цене для ухода от налогов.

 

Освобождение от НДС:

Долгожданное для отрасли разъяснение – операции по майнингу и продаже цифровой валюты освобождены от НДС​. Ранее не было ясности, облагается ли майнер НДС за выпуск новой монеты или реализацию криптовалюты как товара. Теперь прямо установлено, что ни добыча, ни обращение цифровой валюты не являются объектом для налога на добавленную стоимость, что соответствует мировой практике​. Это существенно облегчает жизнь майнерам: например, импортируя оборудование, компании раньше сталкивались с отказами в вычетах НДС, теперь же сама деятельность выведена из-под НДС.

 

В целом, с 2025 года налоговый режим стал понятным и формализованным. Государство устранило пробелы: криптовалюта – это имущество, облагаемое налогом на прибыль/НДФЛ; майнеры работают только на ОСНО; момент возникновения дохода и база чётко определены; НДС не применяется. Эксперты отмечают, что новые правила дают бизнесу долгожданную определённость для расчёта и уплаты налогов, устраняя риски произвольного толкования​. Юридическим лицам следует внимательно соблюдать эти требования, чтобы не возникало претензий со стороны налоговых органов.

 

Риски и правовые ограничения для майнингового бизнеса

Несмотря на легализацию, майнинговая деятельность в России по-прежнему сопряжена с рядом рисков и ограничений юридического характера. Ниже перечислены ключевые из них:

  • Ограничения по территории (запреты в регионах). Правительство РФ получило право запрещать майнинг в отдельных регионах, исходя из ситуации с энергоснабжением​. Уже с 1 января 2025 года введён прямой запрет на майнинг в 10 регионах России​. Полностью запрещена добыча криптовалют в республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня) и на новых территориях (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области)​. Эти субъекты РФ, как правило, испытывают дефицит электроэнергии или имеют иную особую ситуацию, при которой майнинг решено не допускать. Кроме того, в некоторых регионах введены временные запреты в пиковые периоды нагрузки: например, в отдельных районах Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края майнинг запрещён в зимние месяцы (с 15 ноября по 15 марта, а в 2025 году – с 1 января по 15 марта)​. Нарушение территориального запрета грозит отключением энергии – энергетические компании вправе уменьшить или прекратить подачу мощности потребителю, если выяснится, что тот майнит в запрещённой зоне​. Для бизнеса это означает риск потери вложений: например, открыв ферму в регионе, где впоследствии ввели мораторий, компания окажется вне закона и лишится доступа к электроэнергии. Поэтому при планировании майнинговых проектов важно учитывать региональные нормативы и их возможные изменения.

     

  • Ответственность за несоблюдение требований. Закон предусматривает санкции в случае нарушения правил майнинга. Так, если майнер сообщил недостоверные сведения для реестра или перестал соответствовать установленным требованиям, ФНС может исключить его из реестра​. Исключение грозит и за повторные нарушения порядка работы (например, неоднократное непредставление информации в ФНС)​. После исключения дальнейшая деятельность по добыче становится незаконной, а возобновить её можно будет лишь вновь подав заявление (после устранения нарушений). Кроме того, нарушение может повлечь административную ответственность: ожидается утверждение штрафов за майнинг без регистрации или за непредоставление сведений. На 2025 год размеры штрафов ещё уточняются, но бизнесу не стоит рассчитывать на лояльность проверяющих органов – учитывая внимание государства к отрасли, проверки ФНС и Росфинмониторинга вероятны. Хуже того, если майнинг связан с отмыванием денег или финансированием запрещённых организаций, возможно возбуждение уголовных дел по соответствующим статьям. В частности, анонимность майнинга теперь сильно ограничена: все адреса кошельков майнеров известны ФНС и могут передаваться в Росфинмониторинг, ФСБ и другие органы​. Это значит, что попытки уйти в «серую зону» будут отслеживаться, а выявленные нелегальные майнеры или схемы могут повлечь серьёзные последствия.

     

  • Запреты на рекламу и привлечение клиентов. Как отмечалось, введён полный запрет на рекламу криптовалют и связанных услуг

    . Для майнинговых компаний это означает, что они не могут законно рекламировать свою деятельность или услуги (например, предлагать инвестировать в майнинг-проект, публично искать клиентов на хостинг оборудования и пр.). Нарушение запрета на рекламу может квалифицироваться как административное правонарушение, надзор за этим возложен на Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор. 2025 год станет показателен в плане реализации этих запретов – участники рынка уже сейчас выстраивают коммуникации осторожнее, чтобы не подпасть под штрафы​. Юридическим лицам следует воздерживаться от открытого продвижения майнинговых предложений; возможны лишь непубличные каналы привлечения или реклама разрешённых сопутствующих товаров (майнинг-ферм, комплектующих). Этот ограничитель несколько тормозит развитие рынка, так как затрудняет поиск инвесторов и клиентов, однако его приходится учитывать, чтобы не навлечь санкции.

  • Ограничения на использование доходов. Ещё одно тонкое место – реализация намайненных монет. Хотя владение и продажа криптовалют разрешены, фактически обналичивание (конвертация в фиат) сопряжено с трудностями. Российские банки напрямую с криптовалютой не работают, криптобиржи в РФ отсутствуют, поэтому продать монеты за рубли можно лишь посредством зарубежных платформ или неофициальных обменов. Формально закон этого не запрещает (покупка и продажа виртуальных монет прямо разрешены юрлицам​), но валютное законодательство и контроль за трансграничными операциями могут создать риски. Например, если компания-продавец криптовалюты получает выручку на зарубежный счёт, это подпадает под регулирование как внешнеэкономическая операция, требующая репатриации выручки в рубли или на счета в РФ. В отсутствие подробных разъяснений возможны вопросы от банков и регуляторов при попытке завести крупные суммы, полученные от продажи криптовалют. Таким образом, юридически продать криптовалюту можно, но практически придётся выстраивать схемы с минимизацией риска блокировок (например, работать через доверенных зарубежных партнеров или в рамках того самого экспериментального режима под эгидой ЦБ). Неопределённость этих моментов – тоже фактор риска до формирования устоявшейся практики.

     

  • Возможность изменений «правил игры». Регулирование криптовалют в РФ только складывается, и нет гарантии, что текущие правила останутся неизменными. Законодатели могут оперативно внести правки при появлении новых вызовов. Например, если майнинг начнёт массово перегружать энергетические сети или появятся случаи уклонения от налогов, могут последовать новые ограничения – вплоть до изъятия оборудования или ужесточения ответственности. С другой стороны, возможны и послабления: так, в марте 2025 года правительство частично пересмотрело территориальные запреты, разрешив майнинг на отдельных территориях ранее запрещённых регионов при улучшении ситуации с энергомощностями​. Бизнесу в сфере крипто-добычи придётся постоянно мониторить законодательные изменения, чтобы оперативно подстраиваться под них.

В целом, легальный майнинг в России в 2025 году – это регламентированная деятельность с высоким уровнем контроля. Основные риски для юрлиц – это потеря статуса (исключение из реестра) из-за несоблюдения требований, ограничения по месту и способу ведения бизнеса, а также неопределённость практической реализации некоторых норм. Грамотное юридическое сопровождение и соблюдение всех предписаний уменьшают эти риски, позволяя фирмам работать относительно безопасно.

Перспективы и возможные изменения законодательства

2025 год станет во многом переходным периодом для криптовалютного регулирования в РФ. Принятые в конце 2024-го правила ещё предстоит применить на практике, и вероятно, по итогам первого года будут выявлены моменты, требующие доработки. Законодатели уже сейчас заявляют, что готовы корректировать законодательство по мере накопления опыта. Скорее всего, регулирование майнеров и операторов будет развиваться эволюционно, в сотрудничестве с бизнесом – через разъяснения, подзаконные акты и точечные поправки, а не через новые жёсткие запреты​

В краткосрочной перспективе основной фокус – реализация существующих норм. Необходимо наладить функционирование реестра майнеров (ФНС к началу 2025 года уже запустила соответствующий электронный сервис​), выстроить процедуру предоставления ежемесячных отчётов, отработать взаимодействие налоговых органов с компаниями. Можно ожидать, что в течение 2025 года ФНС и Минфин выпустят дополнительные разъяснения по спорным вопросам налогообложения и учёта криптоопераций, а судебная практика начнёт формироваться по спорам, связанным с новым законом. Например, могут потребоваться уточнения по вопросам валютного контроля, порядка репатриации средств от продажи криптовалюты, правил постановки на учёт майнингового оборудования и т.д. Вероятно, появятся первые прецеденты исключения компаний из реестра за нарушения – это даст сигнал рынку о строгости (или мягкости) правоприменения.

 

Внешнеторговый эксперимент:

одновременно развивается инициатива по трансграничным расчётам в цифровых валютах. Указанный выше закон № 223-ФЗ, позволяющий ЦБ вводить специальные режимы, открывает двери к тому, что российские экспортеры и импортеры смогут рассчитываться с иностранными партнёрами в криптовалюте на легальной основе​. В 2025 году ожидается запуск пилотных сделок в рамках этого эксперимента. Появится новая инфраструктура – уполномоченные организации, через которые будут проводиться такие расчёты​. Для майнеров это потенциально расширение рынка сбыта: добытые монеты могут приобретать участники внешнеэкономической деятельности для оплаты контрактов. Государство уже предусмотрело налоговые стимулы для участников эксперимента – операции уполномоченной организации освобождены от НДС, финансовые результаты учитываются в общей налоговой базе компаний-участников ВЭД​. Если эксперимент будет успешен, к концу 2025 года можно ожидать его масштабирования и, возможно, интеграции крипторасчётов в обычную практику внешней торговли. Это, в свою очередь, может стимулировать дальнейший спрос на промышленный майнинг в стране.

Развитие регулирования цифровых прав:

ещё одно перспективное направление – допуск стабильных криптоактивов (стейблкоинов) и иностранных токенов на российский рынок. Концепция «иностранных цифровых прав» уже закреплена в законодательстве​, и хотя пока она реализуется очень ограниченно, сама база для обращения таких инструментов создана. Эксперты прогнозируют, что 2025 год может стать началом допуска отдельных иностранных цифровых валют на российские площадки, особенно привязанных к курсам мировых валют (стейблкоинов)​. Речь идёт о проведении пилотных торгов такими активами в контролируемом контуре – вероятно, через лицензированные обменные платформы для квалифицированных инвесторов. Если это случится, у майнинговых компаний появится юридическая возможность конвертировать свои криптовалюты внутри страны (например, обменять биткоин на токенизированный доллар в российской юрисдикции). Пока что это перспектива, но обсуждения ведутся на уровне профильных комитетов и ЦБ, и многое будет зависеть от результатов первых экспериментов.

Дальнейшие законодательные инициативы:

нельзя исключать появление новых законопроектов, касающихся криптовалют. В Госдуме уже звучали идеи о создании национальной криптобиржи, о введении уголовной ответственности за незаконный майнинг (в случае ущерба энергосистеме, например), о регулировании деятельности майнинг-пулов и т.д. Возможно, по мере развития отрасли встанет вопрос об отдельном законе о криптовалюте или расширенной версии закона о цифровой валюте, который охватит не только майнинг, но и хранение, обмен и выпуск частных токенов. Однако на начало 2025 года приоритетом законодателя является имплементация уже принятых норм и наблюдение за их действием.

Подытоживая, для юридических лиц, занимающихся майнингом, 2025 год станет временем адаптации к новым правилам и формирования отраслевой практики. Законодательство теперь позволяет вести этот бизнес легально, но требует высокого уровня дисциплины. Дальнейшие изменения законодательства вероятны, но их характер будет зависеть от того, насколько эффективно заработают текущие механизмы. Власти, судя по всему, стремятся найти баланс: с одной стороны, не «закручивать гайки» чрезмерно, чтобы не задушить инициативу и не выгнать майнеров из страны, с другой – не отпускать сектор на самотёк, учитывая финансовые и инфраструктурные риски. Поэтому бизнесу в сфере майнинга важно следить за новостями законодательства и активно участвовать в диалоге с регуляторами через отраслевые объединения. Такой диалог уже идёт – создана профильная ассоциация, налажена коммуникация с депутатами и министерствами​

 

Вывод:

На рубеже 2024–2025 гг. майнинг криптовалют в России превратился из «серой» зоны в легальный вид предпринимательства с понятными правилами игры. Юридические лица получили возможность законно добывать цифровые монеты, платить с них налоги и использовать их в определённых рамках (прежде всего, за рубежом)​

. В то же время государство установило строгий контроль за этой сферой, чтобы минимизировать злоупотребления и защитить экономику. Все правовые аспекты – регистрация, отчётность, налоги, ограничения – теперь следует тщательно соблюдать. При грамотном подходе майнинг может стать для компаний новым источником дохода, вписанным в правовое поле России образца 2025 года. Но необходимо постоянно держать руку на пульсе законодательных изменений, поскольку цифровая индустрия развивается динамично, и нормативная база будет эволюционировать вместе с ней​

Адвокат Савченко Олег Сергеевич является адвокатом РОКА «Правовой центр». Окончив юридический факультет Южного Университета (ИУБиП) по гражданско-правовому профилю, адвокат Савченко прошёл адвокатскую стажировку, после чего получил статус адвоката.

Оцените статью
advokat-savchenko.ru
Добавить комментарий

два × четыре =